Чапкайло Ярослав Николаевич – директор школы, основатель хоровой студии "Журавушка", заслуженный работник культуры РФ, лауреат Международного конкурса, опыт работы с детьми с 1971 г.Закончил  дирижерский факультет, ассистентуру - стажировку Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, с 1980 по 2009 работал в Новосибирской консерватории преподавателем дирижирования.

 

 

Юрий Тригубович (Новосибирск)

«Текст, который приведен здесь, был опубликован в региональном выпуске «Новой газеты» 8 июня 2011 года. Сначала я хотел его сократить, а потом подумал, что не буду этого делать. Дело в том, что этого текста даже мало, чтобы понять, насколько уникальна школа «Журавушка» ….
Никогда не думал, что когда-нибудь придется писать почти на личную тему – о школе № 85 «Журавушка». Пока там училась дочь, а это добрый десяток лет, тема этой школы по понятным причинам вообще была под запретом. И все же однажды не удержался, сделал с директором «Журавушки» Ярославом Чапкайло интервью, которое было опубликовано в одной из центральных газет под названием «Учитель музыки и жизни». Оно касалось педагогических взглядов директора. Интервью родилось под влиянием наших неформальных встреч с Ярославом Николаевичем. Мне, по образованию учителю, всегда было интересно пообщаться с людьми, которые решали проблемы школьного воспитания нестандартными методами.

Из моего интервью с Ярославом Чапкайло десятилетней давности:

Я мальчишек всех зову мужчинами. Мужчину в жизни принципиально определяет одно качество – это способность совершать поступки. Плохие или хорошие – это другой вопрос, но поступки. Давайте определим, что такое поступок. Дети начинают рассуждать… А потом к нам приходят посторонние люди и говорят: у вас дети немножко другие. Это заметно по глазам. Когда я вижу глаза ребенка, стоящего на сцене, понимаю: в этот момент он живет где-то в другом мире и этот мир формирует в нем большое и глубокое. Я у Дмитрия Лихачева услышал, что образование дает знание, а художественное творчество формирует интуицию. Соедините знание с художественным творчеством, и вы получите симбиоз, который может дать достаточно хороший результат.

То, что Чапкайло сумел соединить «в одном флаконе» – общее и дополнительное (музыкальное) образование – до сих пор дает поразительные результаты. Главный из них – выпускник «Журавушки» обладает устойчивым иммунитетом к мерзостям современной жизни. Второе по значимости достоинство «журавлят» – они умеют и любят трудиться. Мне это было понятно десять лет назад, понятно – сейчас. Живой пример рядом…. Ярослав Чапкайло очень чувствителен к слову в том смысле, что он за свои слова отвечает. Это, думаю, могут засвидетельствовать сотни родителей, дети которых учились в «Журавушке». При этом Чапкайло – глубокий человек, с которым интересно всем, кто с ним соприкасается. Даже тем, кто его не любит. Признаюсь, мне, порой, не хватает наших разговоров. Он один из немногих людей, общения с которым не бывает много. Я не раз наблюдал, каким глазами на него смотрят дети. В эти моменты всегда вспоминались глаза учеников из финальной сцены картины «Доживем до понедельника». Пересмотрите ее.

Из моего интервью с Ярославом Чапкайло десятилетней давности:

- В педагогических вузах учили, что одна из основных фигур в школе – это учитель. Несмотря на полемичность такого утверждения, в этом есть доля истины. Ведь в неблагоприятной среде есть педагоги, на уроки к которым дети ходят с удовольствием.

- Что определяет жизнь рыбы в аквариуме? В первую очередь среда, в которой она находится. Если среда для нее подходит, рыба проживет столько, сколько ей положено. Изначально мы и создавали эту среду. Из чего она складывается? Из определенной стилистики взаимоотношений, из содержания и направленности деятельности, определенного интерьера. Она выстраивается на вечной тяге человека к красоте. Педагоги и дети – соратники. Поэтому для нас повышение голоса на ребенка, я не говорю уже об унижении, – это явление неприемлемое. Как мне кажется, среда – та основа, что формирует в ребенке его внутренний стержень, дающий способность противодействовать существующей сегодня социальной действительности, особенно ее негативным сторонам. Мы не говорим ребенку: не делай так. Просто у нас так не принято делать. К примеру, если мальчишки одеты во «фрак», то он и определяет их поведение. Во фраке как-то ползать по полу не очень хорошо. Они это чувствуют.

В «Журавушке» очень много «похожих» на директора учителей. Похожих манерой общения. Здесь не отмахнутся от твоих родительских проблем, даже если набраться смелости и позвонить классному руководителю поздно домой. Самое удивительное для многих родителей до сих пор остается то, что дети 85-й свободны в своих взглядах. Они могут открыто говорить учителям все, что думают, будучи уверены, что их не накажут. «Моей дочке школа нравится. А мне нравится, что за нее спокойно, ее никто не обидит, не унизит и никакой старшеклассник ничего не отберет. Мне нравится, что она спокойно может высказать свое мнение преподавателю, завучу или директору. И ее услышат. И не накажут, если она будет не права.» Так написала в Интернете одна из мам.

В «Журавушке» здоровая атмосфера, в которой комфортно что ученику, что их родителям. Не преувеличу, если скажу, что многие из родителей, дети которых покинули стены школы, скучают по этой атмосфере. Трудно, кроме как обаянием «Журавушки», объяснить, почему некоторые из них до сих пор продолжают общаться, многие стали друзьями.

Из моего интервью с Ярославом Чапкайло десятилетней давности:

- В вашей школе обращает на себя внимание доброе отношение друг к другу.

- Мы работаем на детей и для детей. Поэтому и родители, и дети это чувствуют. И мы как бы в этой деятельности взаимно благодарны друг другу. Более того, мы взаимно влияем друг на друга. Когда идешь по коридору и разговариваешь с посторонним человеком и вдруг подходит мальчишка и делает кивок головой в сторону моего собеседника, гость теряется. В таких ситуациях понимаешь, что уже что-то сделано для этого ребенка. И если со мной здороваются, а я в это время сижу, я должен встать, проявляя тем самым уважение к ребенку. А проявление знаков уважения ребенок не может не чувствовать и не быть благодарным за это.